My default image
Электронная коммерция в Кыргызстане переживает бурный рост, но отстает от других стран

Сегодня мы беседуем с одним из членов Оргкомитета предстоящего Кыргызстанского IT Форума «КИТ-Форум 2017», Антоном Кирсановым. КИТ-Форум 2017 пройдет 21 февраля 2017 в отеле «Орион». Одной из главных тем мероприятия является «Электронная коммерция». Антон Кирсанов основатель одного из популярных сервисов в Кыргызстане по приему интернет-платежей и обмену электронных денег, эксперт в области информационной и кибербезопасности.

— Вы один из первых создали сервис в Кыргызстане по приему интернет-платежей, а потом и сервис по покупке и продаже WebMoney. Как появилась идея и сколько времени и средств потребовалось, чтобы ее реализовать?

— В 2007 году я съездил в Россию, и увидел наглядно, насколько активно там используются электронные платежные системы. Мой знакомый, не выходя из дома, при мне заплатил за интернет. Для Кыргызстана в те годы, это было из разряда удивительного и невероятного. Несмотря на то, что в стране уже тогда работали обменные пункты WebMoney, возможности по использованию электронных денег внутри страны были ограничены, и оплату счетов горожане по-прежнему производили в кассах. Терминалы тогда только начинали приобретать популярность. Тогда я изучил, как работает система расчетов, и уже через год запустил первый в Кыргызстане сервис по оплате товаров и услуг электронными деньгами — «Oplati.kg». Он давал возможность не выходя из дома пополнять баланс телефона, оплачивать услуги интернета и некоторые услуги ЖКХ. Неожиданно он стал пользоваться успехом. Его аудиторией стали люди, которые на тот момент уже активно пользовались WebMoney.

— Как вы решились открыть пункт по покупке и продаже WebMoney?

— Постепенно я начал понимать удобство и обширный функционал этой системы, да и курс в обменниках на тот момент меня не устраивал, поэтому в 2009 году пришла мысль открыть собственный пункт по покупке и продаже электронной валюты. Таким образом сервис exchange.kg стал своеобразным посредником на рынке между клиентом и продавцом, и работает по сей день, обслуживая около 15 тысяч пользователей WebMoney в Кыргызстане.

— Интересно, как кыргызстанцы используют электронные деньги в принципе? Что покупают? Куда вкладываются?

— Если говорить о покупках товаров или услуг, то наш типичный пользователь— это человек, который оплачивает услуги, предоставляемые в других странах. Например, спутниковое телевидение, покупка электронных книг, дизайн сайтов и другое. Часто геймеры покупают какие-то дополнительные фишки в онлайн-играх, кто-то играет на финансовых рынках. Немало людей оплачивают домены, хостинги и работу фрилансеров. Часто зарабатывают электронные деньги в сети и люди с ограниченными возможностями, которые успешно реализовывают себя во фрилансе.

— Расскажите, а как вообще обстоят дела в сфере электронной коммерции у нас в стране на данный момент? На каком мы этапе развития?

— Электронная коммерция в Кыргызстане сейчас переживает бурный рост. За последние несколько лет на рынке появились новые платежные системы, такие как «Mobilnik.kg», «Элсом» и другие. Многие банки ведут разработку своих систем электронных денег. Коммерческие компании пишут сервисы для продавцов и покупателей, объединяя их на одной торговой площадке. Со временем, появится больше интернет-магазинов, доставка и оплата наконец-то станут удобными и доступными для всех. Но на данный момент мы сильно отстаем от других стран в плане покупок товаров и услуг в интернете: нам проще съездить на базар или в торговый центр, потратив силы и время, чем купить что-либо в интернете. Одна из основных проблем для развития интернет-коммерции — недоверие. Люди боятся, что их обманут, продав некачественный товар, а защита прав потребителей останется в стороне.

— Неужели проблема только в стереотипном мышлении покупателей?

— Не только. Вообще, для того, чтобы интернет-коммерция начала активно работать, должны сложиться три вещи:

  1. Удобная в использовании торговая интернет-площадка, удовлетворяющая запросы продавца и покупателя, как например «eBay» и «AliExpress».
  2. Удобный и доступный способ оплаты. Покупатель при покупке в онлайн-магазине не должен бежать  к терминалу, чтобы оплатить покупку. У него должна быть возможность совершить все операции по оплате дома, не вставая со стула — электронными средствами расчета или картой VISA/MasterCard.
  3. Логистика. Товар должен доставляться прямо до двери покупателя, вместе со всевозможными гарантиями и инструкциями. У покупателя должна быть возможность обменять его в течение установленного законом срока, если товар вдруг не устроит его по каким-то причинам, либо окажется бракованным.

При наличии этих компонентов произойдет быстрый рост интернет-коммерции в Кыргызстане.

— Стоит ли некоторым торговым компаниям или людям «уходить» в интернет-коммерцию?

— Сфера электронной коммерции, конечно, прибыльная — например сокращаются расходы по персоналу, не нужно платить за дорогой офис в проходимом месте. Чтобы добиться успеха и обойти лидеров рынка, необходимо быть ближе к пользователю, ориентироваться на его потребности и вовремя удовлетворять их. К тому же, потенциальный рынок интернет-коммерции в Кыргызстане огромен — более пяти миллионов человек, ведь каждый житель страны может покупать товары в интернете. Не говоря о том, что можно еще работать и на экспорт. Например, почему бы нам не начать продавать национальный товар на международных интернет-площадках?

— А законодательство готово двигаться в одном направлении с рынком интернет-коммерции?

— Наше законодательство активно работает в направлении передачи контроля над средствами международных платежных систем, используемых интернет-пользователями в Кыргызстане, в руки банковских организаций. Это определенно создаст сложности при использовании международных систем электронных денег, таких как Paypal, Яндекс.Деньги и многих других. Фрилансерам и интернет-магазинам будет сложнее конвертировать в наличность средства, полученные в электронных деньгах из-за рубежа. Однако, если представители международных платежных систем найдут банк-партнер в Кыргызстане и пройдут регистрацию в НБКР, то данная платежная система может функционировать и далее в прежнем режиме.  Будем надеяться, что в ближайшее время большинство международных платежных систем пройдут регистрацию в НБКР, и тогда вступление закона в силу не создаст трудностей для интернет-пользователей при использовании данных систем электронных денег на территории Кыргызстана. 

— Допустим я решила заняться электронной коммерцией. О чем стоит подумать в первую очередь?

— В первую очередь о безопасности средств, которыми будете управлять. Потому что наличие электронных денег — это всегда риск оказаться жертвой мошенничества. Вот представьте, вам приходить письмо на почту с того же «Мобильника», где написано, что вам необходимо зайти в кошелек. Вы открываете письмо, попадаете на страничку визуально похожую на мобильник, но с другим адресом. Вы естественно, не обращая на это внимания, вводите свой пароль и логин. А куда попадут ваши личные данные после, никому не известно.

— Как специалист ЦИБ скажите, насколько за последние годы выросло число инцидентов?

— Ежегодно мы наблюдаем удвоение числа инцидентов информационной безопасности, и этот рост продолжается.  А  сценарии этих происшествий все больше напоминают сюжет из фильмов. Например недавно произошел случай, когда банкомат одного из коммерческих банков Кыргызстана по команде хакера, проникнувшего во внутреннюю сеть, начал выдавать деньги его сообщнику, стоявшему в  это самое время у банкомата. Коммерческие и государственные организации все чаще сталкиваются со случаями интернет-вымогательства — вирус-шифровальщик незаметно для пользователя ПК шифрует все данные на жестком диске, и для расшифровки требует оплатить выкуп через Bitcoin.

— Что мы делаем не так или как обезопасить свои электронные деньги?

Проблема всех кыргызстанских компаний и людей, связанных с электронных коммерций в том, что они не занимаются повышением безопасности предупредительно. Они задумываются о защите средств только после такого, как они деньги уже были украдены и когда уже одним щелчком наладить все сложно. Также, кыргызстанцы глубоко ошибаются, перекладывая свою ответственность за безопасность средств на какое-нибудь дорогостоящие ПО, вроде антивирусов. Они вам ничем не помогут! Единственный способ борьбы в любыми видами мошенничества, вымогательства и воровства в интернете — это элементарное знание какие файлы стоит открывать и скачивать, а какие нет. И стоит помнить, что 95 процентов случаях мошенничества вина лежит на самом пользователе. На технические неполадки и уязвимости в платформах вина приходиться всего 5 процентах случаев.

 

Последние новости