My default image
При запуске электронной системы сразу станут видны коррупционные моменты, — Татту Мамбеталиева

Каких успехов добились отечественные IT-специалисты, сколько денег было выделено на автоматизацию госорганов и развитие Электронного Правительства, и почему его еще нет рассказала директор Общественного фонда «Гражданская инициатива интернет-политики», один из ключевых организаторов Кыргызстанского IT-форума Татту Мамбеталиева.

— Очень много разговоров ведется на тему «Электронного правительства», а услуг, которые доступны кыргызстанцам очень мало

—Я недавно получила отчет о средствах вложенных в автоматизацию государственных услуг, здесь суммы космические просто. Итого из государственного бюджета выделено 68 миллионов сомов, спец средств 40 миллионов сомов, а доноры вложили 38 миллионов долларов США, и еще 1 миллион 400 тысяч евро. У нас больше 140 автоматизированных систем, во все министерства внедрены эти программы, которые разрабатывали заграничные специалисты. Но при этом мы платим лицензионные сборы, потому что иностранные компании не передали нам исходники. Когда надо было запускать электронные государственные услуги, все ведомства поняли, что нужно сокращать штатные единицы.  Если для выдачи одной бумажки задействованы 7 человек, то в случае электронных госуслуг цифра сокращается до одного сотрудника.  Министерства этого не хотят. При запуске электронной системы сразу станут видны коррупционные моменты.

— 38 миллионов долларов, 68 миллионов сомов, миллион евро… На что их потратили?

— Разные госорганы внедряют различные системы, они не контактируют друг с другом, поэтому часто дублируют программы и переплачивают большие деньги. Госагенство охраны окружающей среды они автоматизировали и создали «дистанционное зоонирование космоснимков», налоговая автоматизировала свою систему, ГАМСУМО а отчете расходов траты объяснили как — контроль документов и поручений. Что это все значит, знают лишь те, кто составлял этот отчет. У нас IT-сфера используется, как дополнительный способ заработка ведомствам.

— Что мешает развитию IT-сферы в Кыргызстане?

— Сейчас наступил момент, когда регулятивные нормы начали мешать развитию этого сектора. Было дано обещание, что преимущество будет отдаваться местным компаниям, которые могут оказывать этот сервис на таком же уровне. Но оказалось, что это требование остается декларативным. Несмотря на то, что принят закон о государственно-частном партнерстве он не работает. Например, мы создали Парк Высоких Технологий. Очень много компаний хотят вступить в этот проект, хотят работать. Но правительство приняло такое решение, согласно которому вступить в него могут вступить компании, которые обслуживают другие государства, но не Кыргызстан. Местные компании наоборот нужно мотивировать к работе в этом регионе, у них не такие высокие цены и те же навыки, что и у заграничных специалистов, только стоит это дешевле. Кыргызского рынка услуг в сфере IT нет, большинство ищет клиентов из заграницей.

— Разве это плохо? Там же вроде и платят больше, чем у нас…

— У нас порядка 6-7 компаний, которые работают на Россию, Украину и Европу, но они предоставляют услуги от имени этих стран в Кыргызстане. По меркам нашей страны они хорошо зарабатывают, но дело в том, что они свои услуги перепродают нам же в разы дороже под чужим брендом.

— Каких успехов добились кыргыстанские специалисты?

— Мы первые начали переходить на цифровое вещание, при чем сделали это настолько быстро и правильно, что другие страны приезжают у нас учиться, но при этом Жогорку Кенеш застрял с законом, мы технически все сделали, а нормативных документов нет. Освободили частоту wi-fi от лицензии, ни в одной стране Центральной Азии такого нет, везде она регулируется — для использования бытового спектра частот необходимо получение лицензии. Одним из достижений можно считать Парк Высоких технологий.

Полным ходом идет создание кадастра земли, мы наконец можем посчитать нашу землю! У нас очень много изменений происходит в сфере медицинского обслуживания. Наши IT-шники нашли решение благодаря которому было сэкономлено огромное количество денег. Автоматизация одной поликлиники раньше обходилась в 300 тысяч долларов, а наши специалисты нашли решение которое позволило сократить эту сумму до 3 тысяч долларов. По сфере безопасности наши специалисты продают заграницу продукты, они работают в международных компаниях. Запустили автоматизацию горводоканала, умные счетчики. Много перечислять.

Теперь наши ведомства могут обмениваться друг с другом документацией. «Тундук»— это эстонская база данных, которая была адаптирована к нашему окружению,  и служит основой для построения электронного правительства.

В институте кардиологии сделали систему электронной карты больного. А еще Кыргызстан является лидером по созданию софтверных решений в регионе, и Бишкек стоит на 34 месте по условиям для IT-специалистов.

— Что будет на КИТ-форуме?

— Сегодня КИТ это не только площадка для разговора с государством, но и место где специалисты делятся опытом. Мы стараемся проводить его раз в два года. Каждый год нет нужды потому, что мы медленно развиваемся, а за пару лет происходит должное количество перемен, которыми можно поделиться. На мероприятии в феврале 2017 года измениться формат участия Правительства. До форума мы обговорим темы, которые хотим обсудить, и на КИТе будем ждать готовых решений, а не золотых гор.

— Какие должны быть решения?

— Нужно, чтобы преимущество на тендерах отдавалось местным IT-компаниям. Тендерные требования могут выиграть только иностранные компании, которые с вою очередь могут дать больший откат и оборот. Даже несмотря на то, что наши компании обслуживают заграничных клиентов, делают это они не совсем легально — у нас сумасшедшее налогообложение.

Кто такой IT-шник? Это человек не имеющий никаких активов, он продает свои мозги и получает за это гонорар. Если сложить все налоги, то он должен платить 43 процента государству. И здесь специалист встречаются с проблемой платить за патент ежемесячно по 300 долларов, либо практически половину своей зарплаты в казну страны.

Последние новости